Кольчуга

Изготовление кольчуги было высочайшей формой средневекового металлургического искусства. Отдавая дань мастерам Древнего Мира, отметим, что кольчуги изготавливались уже в первой половине I тыс. до н.э. в Вавилоне и Ассирии, а затем в Римской Империи. Материалом для них служили серебро и медь, поэтому они были с одной стороны дорогостоящими, а с другой - не обеспечивали эффективной защиты даже от простейшего наступательного оружия. Поэтому распространённость кольчуг в Древнем Мире была невысока, и использовались они, главным образом, в ритуальных целях. С наступлением эпохи Средневековья ситуация изменилась кардинальным образом, и кольчуги получили повсеместное распространение.
Мастера-кузнецы составляли кольчуги не менее чем из двадцати тысяч колец от 6 до 13 мм в поперечнике, при толщине проволоки 0,8-2,0 мм. Шестьсот метров проволоки требовалось для изготовления всего одной «железной рубашки». Кольца обычно
бывали одинакового диаметра; лишь в позднем Средневековье стали сочетать кольца разной величины, прикрывая наиболее уязвимые части тела мелким плетением.
Кратко технологию производства кольчуг можно описать следующим образом. Из стальной заготовки изготовлялась круглая или квадратная проволока, которую навивали на круглую оправку. Образовавшуюся спираль разрубали по одной стороне, в результате чего получались круглые разомкнутые кольца одинакового диаметра. Половину колец сваривали. Если кольчугу делали из плоских колец, то после сварки круглые в сечении кольца расплющивали и фигурным пуансоном наносили узор. Таким же путем расплющивались и орнаментировались разомкнутые кольца. После этого концы колец дополнительно расплющивали на плашку и пробивали бородком отверстия под заклепки или штифты. Отдельной кропотливой операцией было изготовление заклепок или штифтов диаметром не более 0,75 мм. После этого начиналось сцепление колец (рис. 5.5). Каждое разомкнутое кольцо продевалось в четыре сплошные, концы его сводились, в отверстие вставлялось заклёпочка и в холодную расклепывалось молотком, соединяя пять колец. Иногда для большей плотности кольчуги, кольца несколько изгибались, благодаря чему они теснее соприкасались друг с другом. Изготовление кольчуг (рис. 5.6) было очень медленным делом. 
Поражают миниатюрность, тонкость и трудоёмкость выполняемых кузнечных работ: например, операция склепывания кольца заклепкой, производившаяся не с отдельно лежащим кольцом, а с кольцом, уже вплетенным в кольчугу. Склепать нужно было около 10 тыс. колец.
Большим мастерством в плетении кольчуг отличались викинги. В X в. для изготовления проволоки они широко использовали волочильные доски со многими отверстиями. Часто для большей нарядности в кольчугу вплетали кольца из цветных металлов: меди, золота, серебра.
В XIII в. кольчуга вошла во всеобщее употребление, заменив собою ранее упот­реблявшуюся кожаную рубаху с нашитыми на ней металлическими бляхами. Чтобы кольчуга могла лучше противостоять ударам противника, её делали из двойных и тройных колец. Она снабжалась капюшоном для защиты головы. Подобно другим частям рыцарского вооружения, и кольчуга не оставалась без украшений. По нижнему краю ее, а также по краям ее рукавов, из проволок, пропускаемых в отверстия колец, делалось некоторое подобие кружев или шитья. Сеньоры и князья серебрили и золотили свои кольчуги. Тем не менее, в XII в. во Франции кольчуги считались дорогим импортным товаром, который ввозили, в частности, из Руси. Важнейшим преимуществом кольчуг перед другими видами доспехов была возможность их быстрого ремонта в полевых условиях. Известны многочисленные примеры присутствия в войсках мастеров, способных починить кольчуги прямо в походе. Об этом свидетельствуют также наборы миниатюрных инструментов, найденные при раскопках на местах сражений.
Кольчуги XIII и XIV вв. всегда отличаются прекрасной работой. Нередки случаи, когда каждое кольцо куётся отдельно, причём на одном конце его выделывается отверстие, а на другом - небольшой выступ, заменяющий заклёпку; выступ этот пропускается в отверстие соседнего кольца, а затем оба кольца склёпываются. Такого вида склёпка получила название «ячменного зерна». В это же время в обиход входят кольчужные чулки - «легенсы» (русск. «нагавницы»).
Существовало много типов кольчужных и кольчато-пластинчатых доспехов, главными отличительными признаками которых являлись: способ крепления колец и присутствие в кольчуге металлических пластин различной формы и величины. На Руси выделяли следующие виды кольчужной брони (рис. 5.7): байдану, бахтерец, юшман, зерцала, а также панцырь, отличавшийся более мелкими кольцами и особым видом заклёпок: в панцыре количество колец достигает 60 тыс.
Металл колец, к сожалению, постепенно корродировал и кольчуги необходимо было чистить. О том, что кольчуги были чищены, т. е. светлые и блестящие, сообщает русский летописец: «И бе видете страшно в голых доспехах, яко вода солнцу светло-сиящу» (И смотреть страшно на воинов в голых доспехах, так как они блестят светлее, чем вода на солнце). Для чистки кольчуг применялось специальное приспособление в виде закрывающейся бочки с веретеном, в которую клали кольчугу, посыпанную мелким песком, и вращали её.
Необходимо отметить, что в XVI в. на Руси чётко разделялись понятия «броня» и «доспех». Под «бронёй» (от слова «оборонять») понималась исключительно кольчуга, а «доспехом» называли пластинчатое или «дощатое» (из железных дощечек) защитное вооружение.